Дело было в 98-м. Работал я продавцом в аудиоотделе. Заходит девушка, спрашивает классическую музыку, перечисляет произведения классиков: Бах, Моцарт. Говорю, что имеются, — спрашивает, кто исполняет. Я беру диск и на обороте читаю: «Берлинский симфонический оркестр», «Глен Гульд», и далее в том же духе. Она спрашивает исполнителя каждого произведения, а я в ответ читаю ей вслух. В конце она восклицает:— Как хорошо, что у вас продавцы разбираются в музыке и в исполнителях!— Для этого ведь просто надо прочитать.— До вас я зашла в большой магазин дисков. У них тоже есть классическая музыка. Но когда я несколько раз спросила, кто исполняет, они сначала не отвечали, а потом сказали: «Девушка, не думайте, что у нас какие-то там палёные польские диски. Только оригиналы — кто написал, тот и исполняет».
В магазин канцтоваров и наглядных пособий заходит покупательница с дочкой-старшеклассницей:— Нам по физике задали таблицу Менделеева, у вас есть?— Конечно, есть. Вам какого формата?— Не знаю, по физике задали!— Вот такую посмотрите. Может быть, вам побольше?— «Периодическая система химических элементов»... Девушка! Что вы мне даете?! Это — таблица по химии, а нам нужна по физике! Покажите, что там ещё есть.Перерыли все таблицы и ушли в другой магазин.
Мне с давних пор было интересно, почему люди считают, что при общении в аське можно забыть о правилах хорошего тона? И ладно бы ещё в неформальном общении — почему взрослые серьёзные люди, обсуждая сугубо деловые вопросы с незнакомыми или малознакомыми людьми по ICQ, считают возможным переходить на «ты», употреблять обороты, не слишком уместные в деловой переписке, и даже нецензурные выражения?Если вы менеджер по закупкам компании Х и общаетесь с менеджером по продажам компании Y — это деловые переговоры, а не приятельский трёп. Нет, со временем всё может и измениться, но вы только что впервые появились в моем контакт-листе с жизнерадостным «Привет!» И нет разницы, общаетесь ли вы по телефону или в ICQ. Вы не поверите, но не всем приятно ваше стремление быть со всем миром на «ты» — кого-то в детстве по-другому воспитывали.И всё-таки один человек меня поразил в самое сердце. По телефону и в письмах по электронной почте он обращался ко мне исключительно на «вы», а в аське на «ты».
Очень люблю кататься на велосипеде по своему большому и красивому городу. Обычно еду куда глаза глядят, а когда силы покидают меня, начинаю путь домой. Нередко случается, что дорога в одну сторону занимает часа три, и обратно приходиться ехать уже на метро. Вот тут и начинается битва с «вахтёрами»:— Молодой человек, с велосипедом нельзя! — пронзительно свистит бабуля.— А где это написано?— В метро с велосипедом нельзя! Езжайте на наземном транспорте! — и опять свист.— Но как я доеду до другого конца города на автобусах в одиннадцать вечера?— Меня не волнует! — ещё сильнее и громче свистит.Беру билетик и прохожу спокойно мимо строгого смотрителя метрополитена, который, удовлетворив своё эго, просто смотрит на меня как на врага народа.Иногда заставляют даже колесо снимать — наверное, чтобы я пытался не задеть неуправляемым велосипедом пассажиров, добавив им ещё и колесом, и при этом как-то держать равновесие при движении поезда.
Задолбала наша скорая! Мне 24, у меня серьёзные проблемы с сердцем. С детства мне твердили, что это нормально и почти у всех так. Не так давно у меня случился сердечный приступ, и я вызвал скорую. Спросили всё, что можно, хотя и по голосу было слышно, что мне плохо. Ой, что началось после вопроса о моём возрасте! «Пил? Курил? Кололся? Таблетки принимал?» Я чуть не стал врагом всей скорой.Сказали, что приедут — приехали. Сделали укол от высокого давления, кардиограмму. И опять по новой: «Ты молодой, значит, куришь, пьёшь, таблетки глотаешь, колешься». Врач обошёл квартиру. С кухни раздаётся его радостный голос: «Вот, напился всякой дряни — даже пузырьки пустые не убрал!» Возвращается и приносит пустые бутылки от соевого соуса и рисового уксуса. Радостно трясёт и объясняет, как вредно пить такую чушь, что он уже много видел людей, которые это пили и умерли!Спасла ситуацию медсестра, которая просто прочитала, что написано на бутылочках. В общем, всё вроде закончилось хорошо — сказали «Жить будешь» и были таковы...
Покупал ноут в подарок благоверной в Эльдорадо. Заранее посмотрел на их сайте, почитал отзывы и в сопровождении знакомого пришёл в магазин, зная, с чем хочу выйти оттуда.Пятнадцать минут ловили продавца. Отловленная девушка нехотя спросила:— Мышь и сумку брать будете?— Нет.— Настройку заказывать будете?— Нет.— Почему?— Я системный администратор.— Ждите, к вам сейчас подойдёт молодой человек и сделает выписку.Девушка развернулась и ушла в неизвестном направлении. Молодой человек действительно подошёл. Через двадцать минут:— Вы уже выбрали товар?— Да, вот этот ноутбук.— Сумка, мышка?— Нет.— Настройка?— Нет.— Почему?— Сам настрою, я системный администратор.— Дополнительный сервис брать будете?— Нет!— Но вы не понимаете, что теряете!— Молодой человек, я дал ясный ответ.— Хорошо. У вас есть сберегательная карта?— Нет.— Она стоит всего 2000 рублей, туда будут падать 3% от каждой покупки...— Замечательно!— Берёте?— Нет.— Но почему?!— Вы понимаете, сколько будут составлять 3% от 11 тысяч? Мне шесть таких ноутбуков нужно, чтобы окупить эту карту!— Но...— Молодой человек, я пришёл за ноутбуком!— Но это же всё для вас!Знакомый не выдерживает:— Вот вы знаете, мы — молодые люди с высшим техническим образованием. А мой приятель ещё и юридическое получает...Продавец отворачивается и через пятнадцать секунд протягивает выписку.
Бывают ситуации, от которых на душе становится невыносимо тоскливо. Например, когда бьют ребенка, унижают стариков или немощных.Московский театр Немировича-Данченко. Замечательный театр, я часто смотрю там балет, некоторые артисты — мои хорошие друзья. Ждал я как-то в холле служебного входа друзей-артистов. Там же находится окошко кассы (дополнительной или ещё какой). Подходит стааренькая аккуратненькая бабушка, седая вся. Я стою недалеко, слышу и вижу всё происходящее.Бабушка рассказывает кассиру (молодой девице лет 25), что проработала в этом театре 15–20 лет уборщицей (потом это подтвердили друзья) и никогда не видела «Лебединого озера». Говорит, что здоровье сдало совсем, и её уволили. Она чувствует, что ещё месяц-два, и она покинет этот мир (по виду ей сложно пообещать и неделю), и просит дать ей пригласительный на место где-нибудь на галёрке на балет, о котором мечтала годами.Девица начинает её слать — грубо, с презрением к «уборщице», которая, видите ли, «хочет примазаться к артистам балета». Иди, мол, помирай уже и не мешай жить другим. У бабушки нет ни моральных, ни физических сил что-то возражать. Она опускает седую голову и молча разворачивается. Я не выдержал такого, купил бабушке на последние деньги билет в партер. Уверен, большинство сделало бы то же самое.Иногда мне кажется, что смертную казнь нужно вводить не только за терроризм.
Представьте, что вы проходите вдоль огромной витрины с надписью «Паркет-Ламинат» метровыми буквами, открываете дверь с наклейкой «Магазин напольных покрытий», проходите между двумя рядами распродажи остатков паркетной доски, открываете дверь с надписью «Магазин паркета», входите в помещение, все стены которого зашиты образцами доски, а на полу лежат образцы ламината, всё с ценниками, за столом у монитора сидит небритый мужик в спецодежде. Представили? А вот теперь представьте, кем нужно быть, чтобы, пройдя сквозь всё это, спросить что-то типа:— Э-э-э, это Сбербанк?— А у вас туалетная бумага продаётся?— А у вас батареи продаются, или это ваши вдоль стен?— Мне нужны фитинги размера ***. Что значит «нет», у вас покупали! А где есть?— Одно говно везде продаётся, нормальное есть чё?— А у вас такие курточки, как на вас надета, можно купить?А ещё можно забежать внутрь, пробежать мимо продавца, мимо стеллажей с товаром, мимо туалета, мимо вешалки с одеждой, упереться в стену и оттуда орать: «Как мне на улицу-то попасть?» Кругом! Бегом — марш! Запе-е-е-вай!
А меня задолбали всевозможные знатоки правил и прав, которые якобы умеют справляться с дрянным обслуживанием, хамством и прочими неприятностями хитрозаконными методами, да еще и берутся других поучать. Сразу видно человека, который имеет познания в области права на уровне газетных статей и ноль практического опыта.Проясню немного. Во-первых, вызов администратора в самом занюханном «супермаркете» — процедура, занимающая минимум полчаса, при том, что в первые 25 минут из них этого администратора «нет на месте», и появляется он только при начале второго этапа конфликта — наборе телефонного номера с доски «контролирующие органы». За остальные пять вас либо не очень прилично пошлют, либо уладят проблему более-менее адекватно (вам будет уже пофигу на качество решения — лишь бы вообще разобрались).Во-вторых, службы защиты чего-то там будут рассматривать вашу жалобу десять дней положенных и еще десять сверху, после чего дадут отписку. На них управы нет просто потому, что там чиновники, которые, в отличие от вас, собаку съели на том, чтобы отмазаться от реального дела.В-третьих, мечта всех телезрителей — суд, скорый и правый, суровый, но справедливый. Ваше заявление примут и назначат рассмотрение в срок от месяца до двух. Если вы не явитесь в назначенное время (своему начальнику будете объяснять сами, зачем вам посреди дня на другой конец города), заявление отклонят. Если не явится ответчик, дело перенесут ещё на месяц. И не факт, что вы хоть что-то отсудите, а уж тем более, что добьетесь наказания кого-либо.Ни один из моих знакомых юристов никогда не делает того, что так ловко и красиво советуют газеты и их «шибко продвинутые» читатели. А лучший способ справиться с дурным обслуживанием — отдать свои деньги в другом месте, даже менее удобном географически или по времени. Плохая точка теряет клиентуру, сокращает ассортимент и неизбежно закрывается, а все гопохранники и хамокассиры увольняются безо всяких пособий, поскольку были приняты также криво, как и работали.
Задолбал народ в супермаркетах, который считает, что находится в торговом зале один и должен всенепременно занимать весь проход, не давая пройти остальным. А ведь супермаркеты у нас открывают зачастую в помещениях, в которых едва может уместиться торговое оборудование, оставляя совсем мало места для прохода покупателей.Часто приходится наблюдать, как дама весом не менее полутора центнеров встаёт у стеллажа с товаром (обычно это мясомолочные и хлебобулочные изделия) и медленно перебирает всё, что лежит на полках. То, что уже с обеих сторон собралась очередь, таких обычно мало интересует, а на просьбу посторониться большинство тёть реагирует весьма бурно. Невозможно не только пройти дальше по ряду, но и взять товар с полки, перекрытой дамой.Уважаемые клиенты супермаркетов! Если вы взяли на входе тележку, пожалуйста, не ставьте её посреди прохода, когда останавливаетесь, чтобы выбрать товар! Лучше всего оставить тележку в ближайшем более-менее просторном месте и пройтись два шага без неё! Поверьте, вряд ли кто позарится на её содержимое.