А меня задолбали всевозможные знатоки правил и прав, которые якобы умеют справляться с дрянным обслуживанием, хамством и прочими неприятностями хитрозаконными методами, да еще и берутся других поучать. Сразу видно человека, который имеет познания в области права на уровне газетных статей и ноль практического опыта.Проясню немного. Во-первых, вызов администратора в самом занюханном «супермаркете» — процедура, занимающая минимум полчаса, при том, что в первые 25 минут из них этого администратора «нет на месте», и появляется он только при начале второго этапа конфликта — наборе телефонного номера с доски «контролирующие органы». За остальные пять вас либо не очень прилично пошлют, либо уладят проблему более-менее адекватно (вам будет уже пофигу на качество решения — лишь бы вообще разобрались).Во-вторых, службы защиты чего-то там будут рассматривать вашу жалобу десять дней положенных и еще десять сверху, после чего дадут отписку. На них управы нет просто потому, что там чиновники, которые, в отличие от вас, собаку съели на том, чтобы отмазаться от реального дела.В-третьих, мечта всех телезрителей — суд, скорый и правый, суровый, но справедливый. Ваше заявление примут и назначат рассмотрение в срок от месяца до двух. Если вы не явитесь в назначенное время (своему начальнику будете объяснять сами, зачем вам посреди дня на другой конец города), заявление отклонят. Если не явится ответчик, дело перенесут ещё на месяц. И не факт, что вы хоть что-то отсудите, а уж тем более, что добьетесь наказания кого-либо.Ни один из моих знакомых юристов никогда не делает того, что так ловко и красиво советуют газеты и их «шибко продвинутые» читатели. А лучший способ справиться с дурным обслуживанием — отдать свои деньги в другом месте, даже менее удобном географически или по времени. Плохая точка теряет клиентуру, сокращает ассортимент и неизбежно закрывается, а все гопохранники и хамокассиры увольняются безо всяких пособий, поскольку были приняты также криво, как и работали.
Во времена счастливой студенческой юности я работала в маленьком круглосуточном книжном магазинчике — сейчас он уже закрылся. Вот несколько историй оттуда.* * *Заходят два «конкретных пацана» — кожаные куртки, спортивные штаны, бритые затылки. Один другому восторженно изливается:— Я тут книжку читал... Оранжевая такая. Реальный такой чувак написал, с приколами.«Пацан» обращается ко мне. Начинаем вместе угадывать имя «реального чувака», быстренько выясняем, что имелся в виду цикл книг про Ехо Макса Фрая. Веду к соответствующему стеллажу, нахожу нужную серию, и «пацаны» берут несколько книг. Чёрт меня дёрнул за язык:— Да, у неё как раз новая книжка скоро в продаже появится...«Пацаны» замирают.— Как это — «у неё»? Это что, в натуре, тёлка, что ли?— Э-э-э, ну да, это женщина, пишет под псевдонимом.— А... Не, тёлку не надо.Оставляют книги на кассе и уходят.* * *Спорили с товароведом о принципах продажи книг. Его мнение — надо «впаривать», и если на складе лежит пачка чего угодно, то надо быстренько сделать из этого хит продаж. Мои идеалистические представления — надо продавать по возможности то, за чем покупатель пришел, и попадать в его вкусы.На следующий день после собрания, на котором с гордостью рассказывалось, как один из продавцов «впарил» за день восемнадцать экземпляров книги Бена Окри «Голодная дорога», приходят в магазин две девушки. Общаемся, подбираем им «что-нибудь интересное почитать». Одна из них всё время опасливо озирается и в итоге вполголоса просит: «Только, девушка, знаете... У вас тут ходит такой мальчик, мы уже дважды приходили, что бы ни спросили — советует какого-то негра, что-то про голод... Мы больше не хотим!»* * *Была особая категория покупателей, которых уже узнаёшь в лицо и даже откладываешь для них книги в соответствии с их вкусами. Один прекрасный, вежливый молодой человек обожал книги про насилие. По его выражению, «чтоб кровавые сопли и мозги по стенкам». Как-то раз, перебирая стеллаж зарубежной литературы, наткнулась на уценённое издание «Раскрашенной птицы» Ежи Косински из очень неплохой серии «Славянский шкаф». Когда пришел «мой» покупатель, дала полистать. В жизни не приходилось настолько удачно угадывать с выбором! После этого молодой человек приходил в книжный сам, приводил друзей, и каждый раз звучала рекомендация: «Это самый классный книжный, мне тут нашли насилие за 37 рублей!»* * *Одна из «фишек» магазина — «любимая книга продавца». Рядом с кассой и соответствующим плакатом выставлялась книга, которая находилась в данный момент в фаворе продавца, заступившего на смену. Естественно, подразумевалось, что при случае продавец может отрекомендовать её лучшим образом.Однажды в мою смену пришел помятого вида дядечка — он опоздал на метро и всю ночь просидел в нашем книжном. Всё бы ничего, но беседовать с ним было откровенно неприятно — дядечка то пытался изобразить из себя гуру психологии и лез с расспросами о личной жизни, то грозился навести порчу на нашу еду, то просто откровенно оскорблял. Всё это сопровождалось рефреном: «Я покупатель, я куплю у вас книгу, и за это вы обязаны со мной разговаривать о чём угодно».Утром, неудовлетворённый беседой, дядечка затребовал продать ему «любимую книгу» (на тот момент это была «Сага» Тонино Бенаквиста), а после расчёта демонстративно швырнул её в мусорку и облил пивом из бутылки. Жалко книгу, зато дядечка наконец-то ушёл.* * *Приходят два респектабельных мужчины.— Нам сказали, что у вас очень оригинальный книжный магазин. Продайте нам что-нибудь оригинальное, чего в других книжных нет, чтобы мы показывали всем, и сразу было видно, что оригинальная книжка, нестандартная.Начинаем перебирать. Естественно, модные Пелевин и Мураками отпадают; «тематический», по выражению определенной категории покупателей, журнал «Квир» вызывает брезгливое недоумение. Философия скучна, детские книжки несерьёзны, современная поэзия надоела, а издание повести Гоголя «Нос», где слово «нос» везде было заменено на три звёздочки, закончилось.Оказалось, что полностью представлениям об «оригинальной» книге соответствовал «Словарь рыбаков Волго-Каспия», в отчаянии снятый мной со стеллажа языковедения.
Содержу небольшой фотосалон. Очень радуют клиенты, забегающие, бросающие на стол флешку со словами: «Всех по одной, приду через два часа», — и убегающие. Уважаемые, вы не удивляйтесь, если получите бумагу глянцевую вместо матовой или размер 9 x 12 вместо 15 x 20. Я не телепат, и мои работники тоже. Сильно торопитесь? Оставьте хотя бы номер телефона.— А вот у меня в паспорте, который я получала двадцать лет назад, причёска лучше, а лицо намного меньше!— А чего это я такой небритый и заплывший?— Почему у меня такая морда красная?Уважаемые! Разве фотограф виноват, что вы все эти двадцать лет кушали без разбора и прочими излишествами занимались, да ещё и приходите с дикого бодуна, не выспавшись, не побрившись и не причесавшись? Да, я могу всё это исправить и заретушировать, но будьте готовы к тому, что это тоже стоит денег. За цену, указанную в прайсе, вас сфотографируют, подправят сильные огрехи и отправят на печать. Хотите быть Аленом Делоном? Платите.Граждане, которые хотят за десятку получить услуг на двести рублей! Не надо бросать понты и кричать «Почему у вас всё тут так дорого» или «Ты это сделал за десять минут, за что тут пятьдесят рублей». Лучше скажите честно: «У меня денег с собой столько-то, но мне нужно то и это, помогите, как лучше сделать?» Таким я всегда иду навстречу и сделаю скидку, если что. А хамов, портящих настроение, проще отправить в другой салон — нервы дороже.Как-то подвыпивший мужчина в трениках с пузырями на коленках, недельной щетиной и так далее зашёл и пожаловался, что в соседнем салоне ему нахамили и не захотели разговаривать. Заказал и оплатил услуг на полумесячную выручку, после чего сел на пассажирское сиденье «бэхи» последней модели и укатил. Не судите по одёжке — вы ж не знаете, что за человек к вам пришёл.И ещё, дорогие конкуренты, продолжайте игнорировать глухонемых, я вас очень прошу. Благодаря вам я зарабатываю деньги. Ко мне ездят даже за четыре остановки — просто потому, что мне не лень подать ручку с бумагой, не лень потратить лишние пять минут, объяснив что-то на пальцах или написав в блокноте, не лень самому поправить человеку причёску или правильно его посадить, раз нельзя сказать ему об этом. Они такие же люди, как и мы, просто им нужно немного больше внимания — поймите это наконец.
Задолбал народ в супермаркетах, который считает, что находится в торговом зале один и должен всенепременно занимать весь проход, не давая пройти остальным. А ведь супермаркеты у нас открывают зачастую в помещениях, в которых едва может уместиться торговое оборудование, оставляя совсем мало места для прохода покупателей.Часто приходится наблюдать, как дама весом не менее полутора центнеров встаёт у стеллажа с товаром (обычно это мясомолочные и хлебобулочные изделия) и медленно перебирает всё, что лежит на полках. То, что уже с обеих сторон собралась очередь, таких обычно мало интересует, а на просьбу посторониться большинство тёть реагирует весьма бурно. Невозможно не только пройти дальше по ряду, но и взять товар с полки, перекрытой дамой.Уважаемые клиенты супермаркетов! Если вы взяли на входе тележку, пожалуйста, не ставьте её посреди прохода, когда останавливаетесь, чтобы выбрать товар! Лучше всего оставить тележку в ближайшем более-менее просторном месте и пройтись два шага без неё! Поверьте, вряд ли кто позарится на её содержимое.
Собралась я как-то обновить свой гардероб нижнего белья. Вместе с мамой отправились в местный торговый центр, пока гуляли там, обнаружили подходящий отдел.Подходим. Перед прилавком — я, невысокого роста, в наглухо застёгнутой джинсовке, и моя мама. За прилавком — тонна тёти-продавца. Мама:— Девушка, нам бы лифчик, размер ***.— На вас? — окидывает продавец нас томным взглядом.— Нет, на девушку.Тётя присматривается уже более пристально. Я чувствую, как её взгляд пронзает меня насквозь.— Женщина! — возопила продавщица возмущённым голосом. — Что вы такое говорите? Этот размер слишком большой! Вы что, не видите — это же ещё совсем ребенок! (К слову, мне на тот момент уже было за двадцать.)Я молча расстёгиваю джинсовку. Продавец на секунду подвисает, затем, тоже не говоря ни слова, уходит в подсобку и выносит тот размер, что мы просили.
Я работаю дизайнером в центре оперативной печати. За десять минут до конца рабочего дня прибегает тётка в мыле и орёт, что нас трудно найти.— Мне надо плакат широкоформатный напечатать большой.— У вас макет есть?— Да, — протягивает тётка флешку и говорит, где смотреть.Открываю. Папка «Поздравление», там один вордовский файл и две фотки. В файле альбомный лист, по центру надпись «Поздравляем с юбилеем», ниже текст, разбросанный по листку: «Фёдор Лукич, букет цветов, фото коллектива». И что, простите, делать мне с этим «макетом»?Сидели ещё полчаса — делали то, что не стыдно распечатать на А2. Зато потом вся такая довольная тётка поздравила нас с 8 марта и подарила шоколадку.
Магазин по продаже оборудования для авторемонта. Дядька спрашивает:— А у этого пневматического пресса какое усилие?— Такое-то: удобно подшипники, втулки и сальники запрессовывать.— Скажите, а вот руку, например, сломает?— Вы что! Это же пресс — может, и не только руку... Безопасность соблюдать надо.— (многозначительно округляя глаза) Значит, полезная вещь!
Иногда мне до слёз жалко продавцов. С другом идём к нему домой — он с работы, простуженный, уставший, абсолютно никакой. Возле дома заходим в маленький продуктовый магазинчик купить его любимых оливок. В глубокой задумчивости друг говорит девушке за прилавком:— Дайте, пожалуйста, фасоль без косточек.Девушка замирает. Пауза длится несколько секунд. Друг с выражением лица «ОК, упрощаем задачу» выдаёт:— Ну хорошо, дайте с косточками!
Тоже пожалуюсь на почту, но на электронную. На небезызвестном ресурсе mail.ru, на коем я имел дурость завести почтовый ящик, есть одна фиговина, именуемая «Мой Мир» — очередная социальная сеть, регистрация в которой происходит автоматически при заведении ящика. Об этом я не знал, и со спокойной совестью начал ящиком пользоваться, в том числе и по работе. И всё бы хорошо, но меня начали добавлять в друзья абсолютно незнакомые люди — по паре человек в день.Ладно, леший с вами, удалил я этот «Мир», проставил несколько галочек напротив фраз типа «Да знаете ли вы, от чего вы вообще отказываетесь?» Всё, думаю. Хренушки! Теперь меня с той же частотой приглашают в эту @#$%&, причём столь же незнакомые мне люди! Вот уж вправду задолбали — перехожу на Gmail.
Канун Нового Года. Подходит семейная пара в годах.— Мы хотим ребёнку под ёлочку плеер положить. Помогите выбрать хороший.Битый час выбора — прослушивание каждого из предлагаемых вариантов, взвешивание, сравнение дизайна аппаратов с предполагаемыми сумочками для ношения, варианты звучания на различных настройках. Худо-бедно определились. И вроде бы уже пора платить, как вдруг матушка интересуется:— Но скажите, как действуют наушники на слух? Не попортят ли они ребёнку ушки? (Клянусь — вот именно этими словами.)— Ну... конечно, бывают исключения. Смотря сколько лет малышу.— Молодой человек, да какая разница? Мальчику двадцать восемь.Каюсь, не сдержался:— Мамочка, ребёнку в таком возрасте можно попортить ушки только направленным взрывом!Я оказался хамом, мерзавецем и циником. Ушли покупать в другой магазин, где любят детей независимо от их возраста.